Лектор — Анна Владимировна Познанская (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина) в своих выступлениях даст ответы на главные вопросы: откуда взялись импрессионисты, как изменялись жизнь и искусство в 19 веке и почему художники стали бороться с академической традицией.
Цикл «Французский импрессионизм. Революция в искусстве» продолжается! 5 декабря будем говорить о постимпрессионистах и рождении модернизма. Подробности и билеты: http://www.rusimp.su/ru/event/220
Коротко:
В 19 веке во Франции происходят большие изменения в обществе и культуре. Художники ищут новые пути в искусстве, отходят от традиций академической живописи. Они начинают писать простых людей, реальную жизнь и природу вместо мифологических сюжетов. Художники выезжают работать на пленэр, экспериментируют с техникой живописи. Открытие японского искусства дает импульс поискам нового языка искусства. Эдуард Мане создает произведения, ставшие предвестниками импрессионизма. Он пишет современных людей, лишая искусство пафоса и идеализации. Мане использует приемы, которые потом переймут импрессионисты — работа на пленэре, уход от деталей, беглость мазка. Его творчество оказывает большое влияние на развитие искусства модерна.
Arty добавляет: японское искусство было открыто очень просто. Португальцы привозили из Японии кучу всяких экзотов завернутых в бумагу, на которой были принты японской гравюры. Французские передовые художники были шокированы японским масс-продакшеном на оберточной бумаге, которая стоила явно меньше, чем мандарины, которые были в неё завернуты. И это все было результатом деятельности и творчества Хокусаи, который к этому времени уже каталогизировал весь японский визуальный арт и сделал его массовым явлением. Если говорить о том, что французские импрессионисты явились основой современного западного искусства, то надо признать, что источник арта современного человечества -это Katsushika Hokusai (葛飾 北斎 )
Не удивляйтесь, что та картинка сейчас на экране наверно максимально далека от творчества импрессионистов. Действительно, мы будем говорить с вами. Я надеюсь, все три вечера о том, как бы, откуда появились импрессионисты и какой-то общей характеристики, о том, что, во что они превратились в конечном итоге и дасти сильно мне кажется вот когда мы составляли этот курс и правда, что он пользуется успехом по той причине, что я, потому что, так получается, что на самом деле, вот мне кажется, чтобы импрессионистов, у нас вообще много информации, но, то есть, вот как таковых, все мы знаем, там, Клода Моне, Ренуар и так далее. Если вдруг нам не хватает какой-то информации, то, ну, ее настолько много везде, там, сети, в журналах. Я уже не говорю про альбомы и книги. Там достаточно нажать один раз кнопку и вас будет совершенно, еще то вы еще, да, в общем-то, все версии жизнетворчества Клода Моне на разных языках и так далее. Но проблема заключается в том, что у нас-то, поскольку и вообще в мире это такая очень популярная тема, кто очень долго… Она у нас изучалась, как бы сказать, отдельно, но в том смысле, что, вот были такие импрессионисты и себе замечательные, которые породили модернизм и так далее, так далее, но откуда они собственно взялись было не очень понятно, но максимум, что вы могли про них узнать, что они их там предтечами была барби, женская школа. Могли это прочитать и я, собственно, и это же конечно же сегодня покажу но вообще все время казалось что то какой то непонятный фантом который вот возникает ниоткуда и писали всегда что
Вот они возникли потому что они боролись с академии то есть зачем они боролись почему они боролись почему академию было такое что с ней приходилось бороться и так далее то есть куча каких-то подробностями просто не знаем и вообще-то был такой подход скажем так искусствоведения 20 века что вообще очень любили имена и имена желательно
Таких таких известных художников действительно такие блокбастеры и так и в общем-то эту историю искусства и преподносили но видимо это все связано с тем что в двадцатом веке 19 это была еще очень еда на я сама очень хорошо помню как 20 века все говорят о мой 19 туда и тоже вот это
Же это вообще что-то новое это не только что и есть такой на самом деле профессионалами давно замеченный момент что вообще чтобы чтобы правильно и хорошо скажем так объекта на неправильно это плохое слово вообще для нашей профессии но скажем так более-менее объективно пытаться оценить какие то процессы которые происходят
Культуре и искусстве хорошо бы отступить вот как бы через век ну то есть это такое достаточное время сто лет когда вот искусству проходят апробацию и многие вещи вы наверное знаете этого stories кусту часто случается что многие художники которые невероятно популярны при жизни совершенно забываются а многие которые наоборот не очень популярные и
Они вдруг от возникают опять или просто происходит какие-то выстраиваются какие-то связки вот как бы видимо надо знаете достаточно далеко отойти на это как с подзорной трубой дано достаточно далеко отойти назад чтобы образовалась как бы такой мишка вид сверху до чтобы можно было увидеть картину такую целиком и поэтому когда он перешли собственно в
21 столетии вот эта потребность она стала особенно ярко и именно в искусстве с искусством 19 века потому что вдруг когда мы немножко еще отошли во время во первых возникла потребность как-то этой связи наладите сетки понять там откуда откуда импрессиониста откуда что взялось и опять же немножко стали ярче и рельефнее выступать другие
Художники например которых мы о которых мы совсем другое когда-то думали и ну точно забыла про них одна информация да тут когда мы стали смотреть на нее с точки зрения допустим сквось импрессионистов то оказалось что они тоже выстраиваются в какие-то такие свои достаточно интересные линии блоки и так
Далее вот и собственно об этом и хотела с вами поговорить на этом курсе об этих линиях блоках о том как из чего что появлялось и и каких-то основных тенденциях с другой стороны должна сразу предваряю вторую половину нашего курса сказать о том что есть наоборот какие-то художники которых мы традиционно с импрессионистами связываем
Или считаем что вот одно вытекает из другого а на самом деле это было не так но это в случае способом при сионистами этом мы с вами об этом поговорим уже на третьей лекции то есть в общем хотел бы я вам набросать некую такую схему развития искусства во второй половине 19
Века и может быть это в дальнейшем изменит ваш взгляд на отдельных и часть его представителей или побудет в каком-то более углубленному изучению того или иного художника и соответственно надо сказать что вот есть такая дурацкая фраза что 19 век не похож на все остальные для меня дурацкая сущность что я уверена что любой
Специалист которым будет встречаться специально 18-му веку скажет 18 веком совсем-совсем не то что все другом за все остальное то есть пара на санса наверняка убежденные и небезосновательно что его время было каким-то особенным но поскольку я занимать веком 19 вообще от быстренько докажу что 19 век был совершенно не таким как все остальные
Потому что на самом деле в девятнадцатом веке происходит очень вообще резкое изменение жизни и ритмы жизни и характера вообще общества и это конечно прямым образом сказывается на искусстве мы все помнишь 19 век у нас начинается с великой французской революции да потому что сетками 19 века начинаем низ 1000
Там 800 и 801 года немножко пораньше кафе исторические рамки не всегда совпадают с хронологическим стопроцентно и революция это конечно очень тяжелое потрясение для франции и мало того что то тяжелое потрясение наташ любая революция тяжелое потрясение на помимо всего прочего происходят такие очень важные процессы в распределении искусства и коллекции потому что происходит национализация
Коллекции и они начинают коллекции лувра например превращаться дворцовых коллекции музеи и и художник жак луи давид наверняка вам известный как большой исторический живописец занимался собственный канализация этих собраний потом начинаются наполеоновские времена если мы говорим о франции где тоже два первых это фактически первая мировая война как я считаю поскольку в ней
Собственно было задействовано очень много разных стран и а кроме все прочего как вы наверно знаете наполеон имел такую привычку вывозить отовсюду памятники искусства свозить их в париж и и и какие-то там и остались как например египетские до замечательной коллекции до сих пор там существуют какие-то ему пришлось отдать
Как например итальянски и это кстати такая ремарка потому что вы наверное знаете что в если вы бывали в италии что там есть очень много разных академии искусств в которых там музеев которых большие такие оля коллекции итальянского искусства и это между прочим тоже все произошло благодаря наполеону потому что он
Столько всего по вывез в какой-то момент что когда его заставили все вернуть обратно в италию итальянцы вы же знаете не или не любит напрягаться ну что они будут образовывать и обратно по каким с цирком по коллекциям они просто быстренько организовали эти музеи и таким образом появилась целый ряд таких новых
Фактически собраний до этой а потому что понимаете когда появляются собрание или например случае с национализацией она открывается для публики и а если он открывается для публики то соответственно гораздо большее количество людей становятся все в курсе дела что происходит с истории искусства например вы можете вы обращали внимание
Что но про любого художника 19 века как они нас не читай биографии там всегда написано что он копировал в лувре помните он много копировал в лувре как раз во всех книжках и он конечно там и случилось учителя у него была неважнецки но зато он копировал в лувре а те же не
Раньше не копировали в лубриканта что собственно лувр это была закрытая частная королевская коллекция тут она стала открытой то есть это опять же очень важно для понимания там развития например художник да потом опять же есть мы вернемся к историческим реалиям топы помните навязан из учебников истории для 6 класса что 19 век это век
А промышленная революция до технического там переворота промышленной революции появление фабрик помните детский труд и рабочие которые там сражаются за 8-часовой рабочий день и так далее так далее но что нас в этом интересуют помимо соответственно несчастных рабочих иди и замученных детей были еще во первых очень выросли города были например
Появились фабриканты появились люди ну во-первых появился очень высокий слой новых состоятельных людей потому что период происходит очень серьезно и перемещение капитала если раньше а деньги принадлежали аристократии теперь это буржуазии да это все эти владельцы заводов газет пароходов и также средний слой людей то есть то что называем middle class который в общем то
Это все обслуживают но эти всякие банковские служащие до промежуточные начальники и так далее и так далее которые собственно начали которые могут не являются такими безумно состоятельными людьми как владельцы заводов но тоже в общем деньгами обладают и этот слой фактически начинает диктовать свой совершенно новый уклад и новый укладу включался в том что
Им конечно культура дворянской абсолютно не подходила и не подходила им и изобразительное искусство которые заказывали аристократы 18 турнир бейки потому что что было примет аристократов аристократов во-первых были дворцы как вы помните да и потом они любили например поехать в рим в grand tour знаете да что зима свете был принят есть
Такой grand tour это когда с какой-то точки в любой европейской человек едет по в рим но желательно ну то есть чем чем дальше от рима тем больше этот тур был более большим этот был тур понятно что из франции была гораздо ближе чем там из россии но тем
Не менее люди ехали в в рим потом оттуда переезжали в венецию оттуда лежали в неаполь и обязательно ознакомились с древностями потому что собственно в основе считала что культурный человек он должен знать как бы древность и собственно в россии это были обязательно художники которые ездили до в россию там
Шереметьево youtube и вы посылали свое какой-то молодежь чтобы они всему этому обучались и покупали соответственно старых там старых мастеров до малых голландцев и до каких нибудь там художников не знаю итальянских мастеров и так далее так далее какие экологические сцены и так далее но если поехать у нас например какой нибудь
Архангельска это примерно легко ского то примерно понятно что любили вот люди этого класса да потому что что у нас что в париже вкусы были примерно одинаковые эти новые люди это люди действия и ты люди помимо всего прочего не обладающие таким большим бэкграундом и мне надо все это
Не знаю к гераклу мне нужно картина с по другим геракл и они прос не поймут что это такое пиньера это же вообще позорище извините потому что особенно для вот первого слоя состоятельных людей например а вы знаете что когда у нас такой коллекционер петр иванович юдин может вы были в пушкинском
Музее видели картину ренуара обнаженная и когда он ее купил то он вынужден был держать ее своей спальне то есть он никуда ее не выставлял потому что это но было не принято среди особенно вот этих так среди таких торговых людей и а поэтому конечно да не гораздо актуальнее становится такое более современное
Искусство более искусство которое отвечает запросам сегодняшнего дня то есть и а с другой страны понимаете что эти все люди они очень активны они же люди бизнеса они себя чувствуют как бы создателями вот этого окружающего мира и если растут города то это их города да это улице на которых они живут и поэтому
Городская культура она начинает как бы все больше в этот период превалировать и художника художником совершенно подавлен предъявляются абсолютно как бы другие требования с другой стороны конечно вот если мы вернемся опять же к академию художеств а то надо сказать что она действительно была очень жесткой и связано это было с тем что основана она
Была еще в 17 веке людовиком четырнадцатом ряду f14 как вы помните был король солнце да и он когда вот как бы посмотрел на то что делают художники он сказал я че ты вообще не понимаю чем они занимаются все эти люди они разве не знают что они должны работать на прославление нашей замечательной монархии
И поэтому когда он основал академию художеств он сказал что собственно сам будет следить затем хорошо ли художник и прославляют монархию и распределять у как это гранты и субсидии как мы вы сейчас сказали да зависимости от того насколько это успешно людям удается и то есть изначально диана академии не стал
Архаичной она была очень жесткой и архаичной структуры самого начала самого с восемнадцатого века потому что вы понимаете что искусство не может регламентироваться властью потому что как только это происходит ничем хорошим это не заканчивается кроме всего прочего сложился сразу очень такой жесткий круг так называемых академиков которые понимали что хочет власть это
Транслировали и очень следили за тем чтобы но вообще как бы любой шаг влево шаг вправо он как бы не приветствовался и в таком виде все это доросло и до начала до середины девятнадцатого века и поэтому понятно что если уж естественно любое давление сверху вызывает какие-то противоречия до противодействие снизу и
Поэтому ситуация именно во франции в девятнадцатом веке становятся очень острый тоже на самом деле новые тенденции в искусстве они были везде евангелие в германии я уже не говорю про дубу более отдаленной провинции 19 век это век как бы когда приходит совершенно новые но вот эти новые люди им нужно новое искусство
Но во франции это все носило очень обостренный характер обостренный потому что потому что просто так то есть там появилась такая вещь как альтернативное искусство условно говоря да искусство официально искусство альтернативная распадается на эти два лагеря во франции в 19 веке и всё это накладывается еще на всякие
Ужасы потому что как вы помните наверное на протяжении 19-го века вообще был во франции чтобы там примерно 45 4 революции до вместе века французской революции 5 и выбора стоят представьте вообще себе вот это среднестатистического француза у которого каждые 15 лет стране революция а после революции наступала реакция революции реакции вальсы реакция
Между ними значит наполеон которые тоже естественно понятно что это правление война не прошла даром промышленной революции тогда ли тогда вообще невероятно у ускоряется как бы сказать темп жизни плюс еще есть промышленная революция помните приносит нам пароходы и паровозы потом газеты потом телеграф и начинается невероятно распространение информации от
Вы знаете когда мы с вами говорим что мы с вами живем в эпоху торжества не знаю новейших технологий информационного бума это все ерунда это 19 веке они стали жить в эпоху торжества новых технологий информационного бума и вот они поэтому себя чувствовали как мы примерно знаете вот мы же на то есть такой передозировка
Информация до или когда люди говорят о и дэ я даже не буду загадывать что будет через месяц вообще мы так живем я даже думать об этом не буду но вот у нас у всех есть такой мы все всегда на низком старте до находимся вот это чувство в
Этом смысле мы фактически с вами ощущаем себя как люди 19 века потому что 18 веке все было очень хорошо у людей они жили медленно ездили на лошадях по воскресеньям ходили в церковь у художников был какой-нибудь заказчик покровитель граф там или не знаю барон которые время ты или церковь которых
Просил что-то все было понятно размеренно спокойно тут от и все летит вообще в полные тартарары плюс еще в результате приходят чарльз дарвин который дает какая церковь мы все произошли от обезьян и то есть но все вот все вот устои и все это происходит буквально лет за двадцать до 30 это на
Жизни одного поколения то есть моментально фактически это и чему всем так долго говорю здесь мы видим уже картинкам что мы когда говорим о том что искусство стало другим всегда надо помнить о том что и жизнь стала совсем другой это кстати очень актуальны для двадцатого века когда я спрошу почем
Искусства 20 века такое странное всегда говоря вы вспомните какая была жизнь 20 веке как же там может быть другое искусство но в 19-м веке это это всё для него актуально и поэтому вот этот вот язык классический язык которым пользовался рафаэль когда писал свою мадонну он не годится больше не потому что там
Даже официально не что просто он перестает выражать мироощущения художника и чем занимаются художники на протяжении 19 века они ищут язык ищут новые темы новый художественный язык который будет соответствовать тому что собст вообще происходит как бы их мироощущения вот этим новым ритмом новой жизни и конечно и при сионисты не могли появиться сразу
Точно также как вы понимаете если люди хотят что-то другое новое делать то конечно они не могут там сразу написать новый черный квадрат условно говоря да pуками конечно поэтому 19 века ты век всевозможных метаний и попыток найти новые сюжеты отойти как бы от таких традиционных схем и люди нам
Они так этом идут идут этот удод и потом наконец приходит в этом при сионисты это некая такая завершающая стадия поэтому я бы вам сейчас хотела пунктиром просто обозначить какие-то основные имена хотя пьером и конечно я уже не стала начинать самого начала 19-го века хотя очень люблю рассказывать про начала 19-го века
Но вы наверное знаете с начала 19 века то романтизм да это такие художники когда lacroix и жирик о я думаю вы всегда них много они слышали и это собственно были 1 романтизм на самом деле очень важное направление потому что импрессионистов тоже иногда называют как бы от голосеево романтизма потому что но
Про романтизм по крайней мере все знаете по литературе дам цири и прочие ужасы такие переживательные истории и это связано с тем что романтизм стал первым направлением в котором официально художник начал транслировать свои личные переживания свое личное видение мира то есть понимаете ведь до этого когда мы говорим про картину что такое картины
Это зеркало мира то есть она должна она отражать какие-то объективные данные станки запечатлеть какой-нибудь пейзаж или наоборот просто говорить нами так языком возвышенном и для чего опять же писали сеть мифологические сюжеты чтобы мы стали лучше чище умнее и добрее ну как бы да это должны были быть какие-то живопись должна была говорить о
Высоком и тут вдруг говорят о том что нет что на самом деле самое главное не что там в реальности происходило или как это можно так красиво расставить в композиции а важно что художник чувствует сам а художник как мы с вами уже поняли ничего хорошего не чувствует
Потому что жизнь вокруг в общем то не очень удачно складывается и отсюда появляются вот такие во французском по крайней романтики в романтизме помните всякие баре какие-то ужасные землетрясение разрушения а брускам последний день помпеи да потому что вот это вот как бы лично и личное переживание художника и искусство становится более субъективным вот это
Субъективизм его зарождения она очень важно уже для конца столетия а потом появляется такой художника к народам е которого вы видите здесь если вы когда-нибудь возьмите в руки не дай бог советскую книжку в смысле нет на фоне советских книжки очень хорошие просто там проблема заключается в том что чтобы в советским искусствоведом что
Они могли писать о европейском искусстве тем более французском вы понимаете что все время надо было как-нибудь объяснить что она революционна и реалистическое и с кем-то всегда борется и вот поэтому в этих книжках написано что домье это такой художник реалист на самом деле он не художник реалист у него есть одна
Очень жесткая вещь это вот эта которая называется улица транс н.н. на самом деле он работал в карикатуре в основном у а психика и которую чем трудно назвать реализмом согласитесь как жанр но эта картина она как раз посвящена вот второй революции революции 30 32 года и она связана с таким достаточно [музыка]
Печально вообще событием дело в том что история такая что началась революция и повстанцы они как бы перекрыли какую-то улицу ну как обычно сделали баррикады и войска краешки они не могли сквозь эти баррикады пройти и тогда поскольку пройти баррикада не могли они просто поднялись дом около которого было
Свалено баррикады и убили там всех кого нашли там просто жили люди они не имели отношения никакого но согласитесь это очень напоминает какие-то жизненные реалии то семьи виду что вообще фокус художника он очень сильно смещается и главное что художник пишет вот эту вот такую совершенно чудовищную но не пишет эта графика дорисует такой совершенной
Чудовищную сцену где фактически историческое событие она переносит нас в современность это очень важное дело в том что вот французы они очень долго не могли отделаться своем творчестве от исторических сюжетов ну потому что в академию художеств заставлял уже писать исторические события и тут что он делает он делает историю как бы современный вот это
Происходит сейчас это происходит сегодня это не древний мир не геракл и и так далее и и воды домье это было принципиально а потом его он сделал такую еще замечательную гравюру про посвящена гаргантюа где в лице гаргантюа изображен король который собирает дань тут видите как как пока бы несчастные стоять справа плохой фокус извините
Крестьяне и и да и всякие налоги под эти они как потрава later у такому да он их заглатывает и соответственно получила он за это пол года тюрьмы за эту гравюру и потом ему запретили работать уже в политической графики и вот еще это он сделал сам и всю жизнь работал в
Карикатуре и у меня с любимые вообще его серия она посвящена как бы античном античности и это нарцисс вот а это пигмалион и галатея но собственно на самом деле что он хотел сказать это опять же опять же внизу has a карикатура а это некоторое такое издевательство над вот этими
Античными идеалами да когда ну понимаете художники на протяжении многих лет изображали античных героев тут как бы совершенно другой подход вот но в живописи он собственно будут вас как раз тем художникам которые очень хорошо изображался какие эмоции и разные такие вот именно романтические переживания это его картина восстания и очень
Интересно она в общем то такая полон такого нормального формата большого формата картина у стандартного такого кабинетного но при этом вы видите что художник совершенно намеренно не прописывает лица тоже долго даже думали что он просто не завершал эти картины потому что его что интересует его интересуют интересует движение свет и
Вот эти вот цветовые пятна а это очень важное дело в том что а ведь я стал момента самого начала 19 века произошло такое разделение искусства на два лагеря во франции по крайней мере живописцев на два лагеря одни говорили что надо работать по рафаэль sky системе альфа или то есть по академической системе
Академической система это такая вы знаете рисунок нарисую тщательно закончены до продуманный рисунок на него наносится основными такими цветами подмалевок и потом тоненькой кисточкой лессировки верхний слой чтобы все было такое идеальное зализано я четко прописано и так далее а были художники которые говорили что нечто самое главное живопись это не рисунок ожить
Масс ну как бы живописная фактуры живописная манера и что надо писать свободные такой кистью не придерживаясь рисунка и конечно когда не писали такие вот эмоциональные работы как например вот это восстание конечно очень трудно согласитесь этап это прорисовать а потом аккуратненько закрасить когда ты хочешь передать человеческие эмоции и о
Собственном я был художником который первый еще за 30 лет за двадцать лет до появлением при сионистов начал свои эмоции выражать именно с помощью как бы вот таких цветовых пятен и это было два та линия которая в конечном итоге приводит нас к появлению импрессионизма тоже такая картина прачки очень популярны у даме
Сюжет вот кстати недавно я сама об этом задумывался по поводу новых новые жизни новых реалий вы наверное замечали что художники французские tarpeian 19-го века очень любили рисовать прочих помните додига описал прочих манная писал очень много прочих опять же почему потому что очень сильно вырос город город вырос и она даже была
Всех обстирывать обслуживать потому что ведь париж а второй половине 19 века это же еще не только завода да и банки это магазин и мы о них поговорим кстати следующий раз подробнее которые то есть вообще раза там театр вообще города связи с этим промышленным бумом невообразимо выросли а и всех этих людей которые там
Скопились разных сословий всех все равно не надо было кормить развлекать и в конце концов оттестировать и поэтому этих прочих стала чудовищное количество и ведь мы все художники которые выходили на заре на рассвете с этюдником немедленно натыкались на про чака и таким образом находились как бы себе новый сюжет но
Вот опять же смотрите представьте себе это носить несчастная женщина которая тащиться по лестнице в полутемном еще предрассветном париже тащит в одной руке и тюк с бельём в другое и младенца там смысле но не младенцы на ребенка очень жарко вы теперь вы представьте себе на минуту чтобы из этого сделал русский
Передвижник мы бы наверное сейчас с вами обрадовались то есть тут как бы было бы вообще драма драма на охоте просто какая иметь совершенно не неимоверное вот что делает французский художник знаете я даже думаю что может когда он вот вышел со своим этюдником он действительно хотела написать эту несчастную женщину прачку но потом
Очевидно совершенно что он так увлекся он увидел вот этот вот раз цветный париж который просто совершенно невероятными золотыми пятнами там сзади да а свечи вы его освещает эту и раскрашивают ее унылую набережной он увидел эти невероятные оттенки такого когда видите половина находится в полумраке еще в сумраке до половину же освещено солнцем
Как из этого их общей серой мглы вдруг начинают вылезать сидит интересные оттенки какие-то цветовые пятна и сша он понятно что забыла про то женщины про и тяжелое и ношу и так далее и совершенно увлекся вот этим вот потому что французов собственно почему именно мессианизм возник у французов у них есть
Вообще такая склонность к эмоциональному очень переживанию каких-то эстетических моментов и даже когда они берутся обязательно такие казалось бы социально обозначенные сцены для них вот цвет вообще понять этом красота эстетическая она для них важнее они отвлекаются очень а русские не отвлекались художники поэтому у нас такие обычно помните
Мрачные картины но где уже вот эта тема социального социальная проблематика она всегда вы исчерпана до конца до французы вот они как бы не такие они визуалист и именно поэтому они гораздо легче чем художники представители других школ вот как бы нашли нащупали вот этот такой новый путь основанный исключительно на каких-то эстетических
Моментах и значит следующее очень важное такой маме то по в подготовке импрессионизма были художники и барби женской школы которых я уже упоминала и к ним обычно причисляют к роб хотя камиль коро это был совершенно фантастически художник он прожил почти сто лет и и вообще всякое в своей жизни рисовала и в
Частности вот такие вещи он вообще изначально ничего не предвещало в какой-то такой сильной революции потому что он закончил академию художеств он поехал в венецию в италии вот в grand tour как положено но именно в венеции с ним случилось не только такой collapse но вообще нет он сауной он самого начала
В италии стал себя вести подозрительно потому что когда он писал колизее например то он писал его ну люди же нормальные когда приезжают фримане что пишут коллизией парк парфенона смысле пантеон извините парфенон тот греции на него тоже писали вот а он всего больше по каким-то окраинам задворкам ходила и
У него есть такой вид колизея где знаете какая то кусты непролазные помойка и где-то на горизонте в общем вроде бы он смотрит стала но колизее и над ним мы приятели издевались и говорили что корра провел полгода реми а колизее даже не подошел то есть даже не знает как он выглядит там
Изнутри то что где то время шаталась каких-то неожиданных местах а потом поехал венеции сам он пишет что венеции как раз у него случилось и такой серьезный творческий переворот вспоминает он это так что иду я по улице венеции и вижу там стоят мужчины венецианские мухин итальянские очень эмоционально разговаривают и я хочу
Нарисовать их носы дальян таки нас и и он назначит берёт достает блокнотик достает карандашик встает в удобную ракурс помощью поговорили разошлись он идет дальше за находит какое-то невероятно живописный уголок полузаброшенной развалившееся церковь на увиты паперти плющом играют дети невероятно милая сцена он достает свой блокнотик достает свой карандашик начинает замечать какие-то там наши
Точки тут откуда свешивается матрона кричи джованни паоло дети скачивают убегают от я ничего не успевал это ябедница я тихо торрентов такой темперамент и поэтому год мне пришлось так так быстро работать карандашом в конце концов чтобы мы видим как найти как ковбой кольта вытаскивал в 1 секунду
Же в конце свои блокноты и быстро быстро быстро дел юрий он сам пишет у меня так освободилось рука у меня образовалась такая свободная мания рисунка что я вернулся из италии уже совершенно другим человеком вот и работу он соответственно в разных жанрах и я хотим во-первых он писал девушек вот я хочу сказать что
Если попадете в музей метрополь и снова для меня например художник кароль то художник пейзажист потому что спасибо сергею третьякову он купил еще много в свое время пейзажей к и вообще русские люди любят и пейзаж и их он купил очень много пейзажей кара есть упадете пушкинский музей вы видите их там очень
Много ну а например когда я оказалась музей метрополитен в нью-йорке я долго не могла понять где там corolla пока не обнаружил такой зал с женскими портретами американцы они вообще любят покупать и красивых девушек в смысле их изображения вот и в частности поэтому у них совершенно своя такая коллекция и
Вот эта девушка вы знаете она называется девушкой с жемчужиной понятно почему она называется девушкой жемчужиной но почему где жемчужина да но вот а вот это как бы до из-за этого на получила свое название на самом деле это не жемчужин это тень от листика да она написана так тонко что очень долго люди
В итоге обозвали так и потом уже посмотрели внимательно поняли что жемчужины то и нет вовсе да это фраза такая тени виде жемчужины но посмотрите вот корона самом деле нам очень важен я буду следующий раз когда мы будем говорить про ренуара просто много поминать всуе потому что он совершенно
Изменил как бы отношения то есть предложил нам совершенно новый как бы формат портрета что такое портрет в класическом искусстве какой мы сами знаем мы знаем бывает портреты репрезентативные doc парадный рост бывает портреты камерные но камерные портреты они тоже обычно бывают довольно часто бывают репрезентативными потому что люди их
Просили писать ну как бы чтобы потомки помнили о том что в до нем были людьми уважаемыми что они вообще существовали но и наверное видели такие камерные портрет очень холодные такие отстраненные так далее бывают портреты психологические например рембрант мастер психологического портрета да тогда мы все нам год про человека по его характер
Про переживания тогда и вдруг но кара предлагается шин особый вариант и это такой портрет настроение портрет состоянии модели мы не можем особенно точно сказать про и и социальный статус ну то есть понятно что она не герцогини но как буду дальше возможны варианты скажем тогда городская девушка может селянка может быть там
Не знаю может и не может и нищенка привет на одетая приведенная божеский вид а может быть и дочь какого-нибудь там довольно зажиточного человека мы я в принципе вот ничего не могу сказать про ее характер я просто можно вот он изображает девушек обычно в такой задумчивости они находятся в такой меланхолическим как бы
Погружение в себя и здесь очень важно что появляется такая категория вообще о борьбе солнцев и а корова перу появляется такая очень важная категория как время потому что вообще классическая живопись она такая вневременная но обычно донос как можно поставить там модели сколько ты описать дам никогда не знаем но есть художники если это
Пейзажист они конечно нарисует утро день или вечер это это более-менее условно помните мы всегда говорили в дни мы всегда говорили о вы наверно всегда везде читали что импрессионисты очень люблю любили ухватить момент да вот какой-то момент жизни так далее вот это тот самый поворот когда время как категория вообще появляется в искусстве
Становится очень важный потому что понятно что это ее состояние она не ну конечно если девушка малахольной она может а просидеть там минут 20 например до 30 до сколько может сидеть девушка в задумчивости может пять минут просидеть если не более такой бодрый темперамент что это ее он я зафиксировал в ее
Состоянии сейчас и мы понимаем что это состояние изменится что это не будет навсегда он не дает нам никаких ее таких стационарных характеристик и это очень важный шаг ибо именно поэтому мы говоря да мы говорим что импрессионисты учились в борьбе солнцев потому что борьбе солнце начали использовать в искусстве совершенно такие новые новые категории
Или например его картина порыв ветра кара же опять же мало того что изображено природа сельская природа в каком-то таком ее пограничном состоянии и барби солнце всегда изображали природу в пограничном состоянии потому что классический пейзаж это вы знаете голубой итальянское небо яркая яркое солнышко до их это не интересовал они хотели изобразить вот обязательно
Это перед дождем после дождя сумерки не знаю перед рассветом но что то такое что нам чтобы не было чтобы не было ясного голубого неба а чтобы изобразить вот такой рассеянный свет пробивающийся сквозь тучи и это тоже опять же состояние определенное временное точно так же как и порыв ветра вы
Понимаете на бывают каждым длительные порыва но все равно он пытается зафиксировать под какую-то реальность которая происходит здесь и сейчас и это реальность такая как бы максимально повседневная и это вот очень важно потому что собственно барби женская школа это были первые художники которые сознательно отказались от исторического жанра и от каких-то высоких жанров в
Французской живописи и они вообще-то были первые художники которые выдвинули такую свою программу вообще 19 век мы знаем что двадцатый век очень любил всякие программу манифест и так далее нового зародился тоже все в девятнадцатом веке и они сказали эти художники группа художников и они сказали что они больше не хотят работать
Академии не хотят изучать студию хотят они и писать итальянские пейзажи хотят они уехать свою родную деревню в глушь чтобы там вот писать свою французскую нашу национальную природу это тоже опять же очень важно потому что а то есть художники перестает ориентироваться на рим данные италию как на некий талон а
Хотят как бы сделать вот то что у них как бы писает фиксирует то что у них происходит в стране и они уезжают в этот бар бизон выбор бизон находится в лесу фонтенбло и это в общем конечно не беловежская пуща но для франции это самый большой такой и лесной массив и
Очень большой и он еще очень хороший очень известен тем что там очень разнообразный рельеф то есть там есть и какие-то густые чащи и опушке и перевязки и даже какие-то скалы такие вполне себе нагромождение камней на таких французские скалы не альпы конечно и с другой стороны там добывали чуть ли
Не шестнадцатого века что там добывали без песчаник и поэтому там вообще там карьеры с такими белыми как бы нам этого песчаника и поэтому очень там был разнообразный рельеф и их туда это все очень привлекло это вообще-то ездили художники еще и восемнадцатом веке там в этот момент не было ничего действительно
Такая глушь 2 почтовой кареты в день один маленький трактирчик и 40 километрах от парижа сами понимаете в общем здоровый мужчина может дойти но затем полтора пешком вот то есть но это опять же главное но вот главное был этот оппозиционеру что все бросим и сейчас уедем потому что вообще все художники 19
Мая как у стерляди куда хотели уехать барби зон кто варре кто на таити сами знаете у симку кто докуда доезжал вот они как бы большое помпы отъехали в это значит ближайшую деревню надо сказать что вообще это и импрессионисты раннем начале своего творчества тоже туда ездили только когда туда ездили импрессионисты там все было
Гораздо веселее потому что во первых пустили железную дорогу и туда ткнул соответственно меньше часа электричка ехать и там уже к тому времени поскольку это превратилось такое модное место в 60-е годы там уже все было хорошо налажена там уже была та sempre сионисты видно из их воспоминания как они собираются поехать
И говорят так ну значит и сюзан мы пообедаем остановимся мы там в таком-то месте а выпить пожалуй пойдем вот такой это кафе то есть как бы к этому моменту барби зонт уже вполне такой туристические центры то есть даже не туристического такой эти художники центр как абрамса вот куда можно поехать и
И отдохнуть и что-то посмотреть и зайти в ресторан и так далее но в этот момент это десерт на совершенно дикие места и они туда уезжают это соответственно и корр а вот опять же и такой художник как руссо и вы видите они на самом деле все совершенно разные то есть с виду то
Когда то таких посмотреть массе кажется что все они пишут какой-то свой бесконечный лес фонтенбло на самом деле у них очень разный темперамент и вот если korra он очень любил такие вот здесь это видно открытые далекие горизонты очень нежные тональные переходы валеры do to arouse он наоборот у него фактически всегда очень толстые
Стволы деревьев очень много белил никогда не видно неба и для него ведьмы лиса вон время был городской житель мне кажется потому что у него листа какое-то такое агрессивное всегда вызывает какое-то такое ощущение некой не чувствуется дискомфорт художника но соответственно что было очень важно они не просто работали в этой деревне
Барби зон и не просто не стали писать пейзажи и это же во всякие пограничные там время и так далее они еще начали работать на пленэре вообще-то до них еще английские художники начали работать на пленэре они были первыми французами которые вышли на пленэр и стали писать на пленэре свои эскизы
Еще раз это очень важно потому что вот импрессионисты они когда работали на пленэре они писали уже свои большие полотна до целые там выставляли барби солнце никогда с большим полотном не выходили на пленэр то есть надо было написать эскиз вот это в данном случае скис потом прийти с ним в студию и
Студии уже сделать какую-то более менее законченную картину которой они все-таки старались но сделать более живой хохотать старались конечно сохранить там по такое ощущение переживания природы но тем ни менее сам факт выхода на пленэр для французов очень важен и не знаю знаете ли вы или нет почему собственно сороковые годы
Везде и во франции вангой художника начинает выходить на пленэр по очень простой причине почему же они не выходили на пленэр раньше потому что опять же связи с промышленным бумом потому что сначала в начале 19 века изобретают химические краски и потом около 40 года изобретают тюбик да и вы
Понимаете что когда вы помните нами так фирмы девушка жемчужные сервера сережкой да когда долго-долго растирает краски выкладываешься на по их на палитру очень трудно потом с этой палитры бегать по пленэр а тут все очень просто потому что берешь и техник бросаешь туда и те же стены и
Тюбики с краской и идешь себе и кстати на самом деле вот когда забегая вперед вы вдруг много информации не скажу в следующий раз вот про импрессионистов же когда говорят что они работали чистыми цветами да и у них там был такой огромный при этом цветовой диапазон и так далее так
Далее одна из причин этому опять же очень простая потому что химические краски можно было тебе нужно там светло розовый темно-розовое не знаю там розовые с уклоном в оранжевый ты просто идешь в магазин и покупаешь то как сейчас можно пойти в магазин там художник да и купить миллион оттенков
Там зеленого розового так далее все просто не нужно смешивать краску на палитре чтобы достичь ну каких-то оттенков до их но мы можем просто купить в таком виде вот и соответственно руссо пишет такие довольно серьезные деревья и а вот это художник тоже замечательные это диас для пения который тоже очень в
Общем то сильно повлиял на импрессионистов потому что он вы знаете он вообще мне кажется у него основной проблем если основная особенность его заключалась в том что он был испанец порождения у него марте какая-то совершенно несчастная судьба потому что у него папа был испанский на улице онер который бежал со своей семьей во францию
Там он оставил жену с ребенком и побежал еще куда-то дальше и сих пор а у больше никогда никто не видел мама соответственного только в момент умерла он воспитывался в семье священника и с ним произошла такая история он пошел в лес буду мальчишкой подросткам заснула и видимо наверно его змея укусила в общем кто-то
Укусил в ногу stax очень капитально так что в итоге остался без ноги но тем не менее несмотря вот на фейсе с вообще здоровыми финальной довольно начала своей жизни он писал наверное самые нежные и самые такие эмоциональные пейзажи эти барби зон ски и я почему ее так подробно рассказала вам про его ужас
И потому что он вообще до старости работал в и зрелом сильно мудрости работал в лесу фонтенбло и просто в каких-то воспоминаниях даже не мелькает вот художник деревянной ноге это вот он и даже ума не было так вообще смешная история то что клод монэ когда он был совсем еще мальчиком научился тоже очень
Молодым художникам он поехал как раз сел в поезд поехал в лес фонтенбло писать пейзажи и тут его на него напали а деревенские женщины ну то есть вы вне мы шли какие-то девушки которые стали с ним как-то заигрывать задачи это ты делаешь и видимо в такой на очень такое разнузданно деревенской манере что они
Просто его ввели в краску и он уже не знал куда ему деваться и просто их готов был расплакаться как то просто по его воспоминаниям пришел какой-то дядечка такой пожилой человек с палкой на деревянной ноге который значит страшных этих девушек прогнал опасных невероятно вот и сказала моррису ишай одежда лео
Пение ты кто я клод моне я сказал вот монэ который тогда еще был совершенно ребенком но не ребенка но молодым парнем вот так таким образом он познакомился соответствии с художниками барби женской школы и вот у него во первых художника обязан для пение всегда можно узнать потому что меня всегда на первом плане
Болото вот обязательно у него была какая-то особенная страсть и но вот я говорю что они каждой понимаете находил для себя свой мотив ведь это может стать а это всегда такая не засыхающие вечно болотистой лужа но у него вы знаете а вот все-таки под французы они даже самые какие-то нежные профессионально так
Далее они чуть-чуть всегда рационалисты них такой вообще такой склад вот знаете например опять же есть и смысла будете долго смотреть пикассо и брака вы знаете что пикассо и брак работали вместе одновременно писали какие твои cubis тические штуки да одни и те же натюрморты иногда их очень легко перепутать но если много смотреть на
Пикассо и брака быть начинаешь их отличать потому что знаете пикассо когда он занимался кубизмом у него это вот отсюда шло изнутри как бы а брак очень нравилось что все аккуратненько вот и просто на другие другое другой темперамент другие люди и вот аудио за для пения у него себя какое-то невероятно тонкое нежное эмоционально
Очень переживание природы и элиза из состоянии ее и конечно это вот все понимаете таких шаги в сторону импрессионизма потому что конечно дело в том что они вот пожалуйста на болото значит для пение да и дело в том что понимаете ведь импрессионисты они же стали очень много экспериментировать с техникой да собственно с характером
Изображение с характером построение картины но для того чтобы они могли это делать должны были быть перед ними какие-то художники которые уже прошли довольно серьезный путь в своем искусстве потому что между тем как писали академики свои вот эти огромные мифологические сюжеты и тем что делали импрессионисты огромные дистанции гигантская и собственно эти художники
Конечно можно ли они не так известна как там сезанна ли клод моне но без них я бы просто не было потому что весь 19 век вся середины 19 века этапа такая борьба художников там а давайте мы не будем писать давайте мы не будем писать исторические сцена будем
Писать пейзаж а давайте мы не будем писать этот пейзаж там итальянский а уедем во франции будем писать французский свой пейзаж а давайте мы будем писать его на пленэре а давайте мы будем изображать какие-то такие тут же нет ни героя да они события ничего просто это просто какое-то просто
Состояние неба просто погоду и каждый раз ведь эти все художники когда они свои картины показывали они получали множество шишек от академии художеств их отказывались и их принимать и так далее и так далее и некоторых по многу лет просто не показывали нигде ни на каких выставках и это все как у подготавливал такую
Определенную почву и еще был замечательный такой среди них мо младший современник художник шарик бенье которые очень любил изображать воду и у него была такая такой но х он придумал а он сделал себе плод мастерскую он плавал по рекам французским и писал соответственно вот такие какие-то эскизы
Картин и а вы понимаете что когда пишешь воду с воды то это совершенно другой некая запишешь берег а потому что ты видишь какие-то отражение рефлексы света да то есть это все как бы гораздо сложнее гораздо более живо живое и потом все импрессионисты очень многие монетам и и если ренуар тоже они все как
Зарезаны они делали себе такие платы и все ездили на первое это придумал вот опять же художник в общем-то предыдущего поколения так еще и для нас очень важен такой художник как франсуа милле потому что он начал как бы вообще его тоже позиционирует везде совершенно неправильно как художника реалист а потому что он писал крестьян
Но вот у нас я была картина она очень маленьком этом я проскочил это смерти дровосек но я не знаю насколько надо быть реалистом чтобы создать такой сюжет или там кто кто мог его сесть за такого художника но дело в том что он действительно сам был из крестьянской семьи и он [музыка]
Действительно многое забрал крестьян но крестьяне для него очень интересно никак как бы представители какого-то сословия а для него крестьяне и это некий винтика вот как бы он изображает жизнь природы да и крестьянин это тот механизм который жизнь этой природы собственно обеспечивает и но опять же что очень
Важно что хотя и дам е и белья и потом эти художнику бы они ни были точнее доме эмили они не были такими реалистами но тем времени менее они стали первыми изображать людей третьего сословия представители третьего сословия вот как эти прачки о домье как этот персонаж и у милли хотел я вам показать
Такую картину angeles это вообще очень известная вещь она он большим трудом и продавал при жизни но потом она пользуется невероятной популярностью на рубеже там 19 и 20 века и и страшно любил дали она всегда он немного раз переписывал в разных конфессий в стилях и мир продукции всегда висела дома найти смотрите тут
Такая история во первых конечно эта картина не она изображает определенное состояние тоже людей то что было важно для король это что в конечном итоге будет важным для импрессионистов в какой-то момент анджелес это вечерняя молитва то есть с виду на самом деле ну как бы такой простой сюжет потому что
Бы от крестьяне их там вдали колокольня их застала без звон колокольный в поле они остановились как бы помолиться да вроде бы простой житейский сюжет но на самом деле посмотрите он передан вообще в этой картине есть какой-то такой невероятные надрыв и и эти замершие совершенные фигуры то что они так
Монументально на фоне изображены на фоне этой жатвы и и вообще какая-то недосказанность посмотрите они совершенно время не контактируют друг с другом до каждый из них замкнуты находится как бы в своем мире и дальше из такой вот момент что в какой-то исследователи сделали рентген этой картины и выяснил что художник и и изменила
И что раньше на том месте где сейчас корзина была детская могилка и если там детская могилка то становится все понятно что они просто конечно они стоят окаменевшие от города и и тогда и вот что делает художник дело в том что художники предыдущих эпох они старались на максимально развернуть сюжет развернул максимально
Показать там кто хороший в картине кто плохой что мы понимали чем дело кончится до навсегда вот таких классических картина что делают художник 19 века он как бы убирает скрадывает причину набора спрячет от нас сюжет а эмоции остается вот это тот момент когда эмоциональный фон он начинает доминировать в картине вот ему понимаете
Просто дело в том что середина века это такой период когда стали появляться художники и они стали говорит что вообще картина вообще извините живопись она по какому принципу существовало во франции со времен 17 века когда академия была основана и появился такой большой художник николя пуссен который сформулировал задачи искусство он
Говорил о том что искусство должно как я уже говорил а вот как раз ты его были тезисы быть возвышенным оно должно нас учить пробуждать у нас какие-то высшие эмоции обязательно добро должно побеждать зло или есть и словно победила доброты это большая трагедия мы все оплакиваем героя все должно быть очень
Как бы таким пафосным и а в середине 19 века стали появляться критики художники которые стали говоря вы говорите это все ерунда мы в искусственном ничего не должно но не должна нас ничему учить оно не должно нас не как вам дочь и воспитывать картин это прежде всего и статический объект нам холст масло оно
Должно у нас пробуждать может быть определенные какие-то эмоции оно должно вы должны прежде чем смотреть и думать боже мы там как красиво они тоже там что делают эти люди зачем они сюда пришли почему они почему они здесь и так далее и так далее и конечно вот эти художники такие как милее
Или вот например курбе они конечно еще далеки от этого но они делают первые как бы какие-то шаги вот это знаменитой картины мили похороны варна не истории одних похорон варна не я это огромный он он собственно взял формат в гигантской исторической картины и написал просто людей которые
Просто горожан он сам был озорно на это просто простые там обычные люди которые тоже соответственно становятся героями этих полотен и а вот еще его знаменитая картина купальщицы которые тоже я не могу не показать вам потому что он начинает совершенно как бы сказать раньше обнажённых женщин же балла должна
Была быть венера до но этих женщинам и никак не примем эту женщину за венеру хотя бы просто потому что не пытается сделать ее идеале идеально красивой и это все были какие-то вот такие новые как бы поиски конечно они шли от желания приблизиться к природе но извините я пропущу еще не успел вам рассказать
Самое главное но конечно самое главное вот этот переломный момент совершил художник эдуард панда который подсоединил а все вот эти вот все вот эти вот достижениям предыдущего поколения художников и их любых к к изображению там каких-то простых людей людей третьего сословия к изображение пейзажей к фиксации какого-то момента и
Он соединил это с вот этого теории эстетизма которые я вам только что сказала и он попытался транслировать такую идею что действительно любое абсолютно любой сюжет в жизни может стать поводом для того чтобы художник им заинтересовался но очень важный такой эстетический момент потому что он был в отличие например от курбе он был фантастическим
Колористом он был фантастическим виртуозным живописцем и вот это его знаменитая картина завтрак на траве собственно написано в 1806 втором году представлена на салоне отверженных и собственно этот момент считается таким поворотом для начала как бы нового искусства для искусства модернизма особенно что это была за салон дело в
Том что вот к 19-му к середине 19 века вот этот конфликт между академиками и всеми остальными художниками он очень усугубился и чем как бы больше вариативных разных возникало художников работающих там с разными сцены с разными жанр в разных жанрах тем больше свирепствовал академия и старалась чтобы вот на салоны и выставки
Прошли только свои вы знаете на что академия художеств каждый год устраивал салона эти это выставка такой репрезентативной выставки и поскольку вот было очень такая серьезная вертикаль во французском искусстве то там было все очень просто что если ты приличный художник ты выставляешься на салоне если ты не выставляешься на салоне то
Тебя просто никто не купит значит и не художник ну просто рынок таким образом искусственно тыкался и вот в шестьдесят втором году произошла такая вопиющая история потому что я вам сейчас скажу цифры они не точно извините я плохо помню точные цифры но это как бы примерный порядок то что например на
Салон и ежегодно можно было повесить там 2200 картин порядка танки больше 2000 и вот например шестьдесят первом году эти две тысячи 200 картин представляли под полторы тысячи художников ну то есть это понятно что самые знаменитые по две картины там по три и всех потом берутся по одной а когда отобрали картины на
Салон 62 года то оказалось что вот эти те самые две тысячи 200 картин художников 750 то есть понятно даже то есть отекли вообще все взяли только своих то нам таких заслуженных матерых там помногу работ и этих художников за бортом оказалось такое количество что тот взорвалась
Пресса и который стал ага да что ж это такое вообще за коррупция и к тому времени как раз порежем правилу наполеон 3 который был совершенно никакой палите кто на самом деле культуру он довольно прилично курировал как бы что тоже в общем то делает ему честь его склону
Хорошо вот я вам даю помещение давайте все кто кого выгнали пусть они там откроют свой салон и таким образом был открыт этот знаменитый салон отверженных на котором впервые была представлена не впервые она была впервые представлены вообще самый большой взрыв эмоций вызвал а вот эта ранняя картина эдуарда мане завтрак на траве потому что
Опять же собственно что я хочу вам сказать что было самое главное вообще самым большим потрясением для людей для публики для критики всей в середине 19 века вовсе не то что художники вышли на пленэр и не то что они как-то нам делали импрессионисты стали писать какими там яркими иногда ли красками и это все
Ерунда больше всего народ сразила вот эта теория эстетизма потому что люди привыкли подходить к картинам так они должны когда видит картину были четко понимать кто эти люди и что они здесь делают но потому что и салонная живопись и исторические картины они все очень четко разжевывают сюжет как вы понимаете когда
Люди стали спрашивать что эти люди что они здесь делают ни одного приличного ответа ему голову не приходило в ответ потому что как бы амано говорю что какая разница сидят себе и сидят отвяжитесь от меня вот и конечно это вот и потом все художники на этом начинается спотыкаться потому что
Это самое тяжелое и на самом деле он соответственно изобразил свое модели викторинами ран они сидят более того они сидят даже на самом деле для людей как бы современников было понятно что здесь идет в городском сквере то есть чтобы совершенно это абсолютно как бы сделать сюжет максимально приземленном
То есть чтобы никто не подумал что это какая-нибудь где в том что извините идея в том что вообще манная мане эдуард мане очень хорошо знал историю искусств и он постоянно переосмыслил своем творчестве известны такие шедевры искусства и есть такая картина джорджоне художник итальянского 15 века она называется концерт и там действительно музицирует
Два молодых человека и между ними с ними стоят две обнаженные девушки найти обнаженные девушки не понятно что они какие-то музы или там наяды или кто там есть несколько толкований этой картины но когда вы смотрите на эту викторину мир on the даже по ее виду понятно что она
Не на я да да совершенно точно и чтобы мы с вами не дай бог не подумали что она какая нибудь этакое духу или материализовавшейся из дупла дерево или за нимфа источник и так далее так далее он даже изобразил на первом плане внизу и и сложенное платье чтобы мы как бы
Точно знали что это обычная женщина и опять же то как нарисованный улетаете и тело тоже согласитесь совершенно не идеализированным он дает нам понятно это все обыкновенные живые люди и конечно это возбуждало и собственно только это возбудило такое невероятные как бы агрессию по отношению к мане потому что обо всем остальном
Картинка весьма классическое посмотрите она очень отличается от хоз даже картин моно и более поздних она хорошо сбалансирована по цвету она делится на планы она уходи далеко куда то перспектива все соблюдено она нам на самом деле очень-очень классическое но монетами остановился и дальше написал олимпия и шестьдесят третьем году и для олимпии ему
Позировала как раз та самая викторинами ран и вот тут происходит очень важно для на самом деле для монета очень важный скачок и для общей всего из понимание нового искусства потому что он начинает он отходит отталкивается от реальности она им больше не нужно он начинает ее преображать вот как раз картину в единый
Такой эстетический объект хотя бы для примера под очень часто когда про олимпия пишет пишут что вот у нее какое-то такое тело странно это лето тело подростка да то ли оно какое-то уплощенная какое-то тщедушное поэтому посмотрите в этот же разница один год но вряд ли я вряд ли это как-то ряда миром
Так исхудала да то есть глядя на ее на нее в таком более раннем реалистичным изображением понятно что была обычная что все не было на месте она обычно была женщина склонна к полноте я бы даже сказала да вот здесь это все совершенно и утрирую ца и делается это еще за счет
Такого очень странного разворота этой фигуры да потому что здесь нет вот такого правильного трехмерного построения посмотрите она как бы вся слегка вываливается на нас видите да и построена на то есть он закрывает нам фон вот этими шлемами то есть чтобы не было никакой по возможности глубины она вся построена на невероятном таком
Такой игре соседями получится включить эту каску и словами рассказать вот смотрите вот эти вот цветочки да они гармонируют с вот этими цветочками stood цветочками и зеленая то есть все построено на каких-то очень сложных ритмах до цвета конечно доминирует белый вы знаете на что сделать оттенки белого это вообще самое страшное испытание для
Художника и он делает невероятно и нам раза разнообразие оттенков и тела и этих простыней и и покрывало и так далее так далее и в противовес этому всему белому систем два таких черных пятна это служанка и вот это вот кошка которая здесь к сожалению плохо видно но вы наверное все знаете
Что она здесь есть эта картина приезжала к нам несколько пару лет назад в пушкинский музей мы наверное видели вы знаете вместе с этим связано совершенно фантастическое открытие потому что я несколько раз ей увидела bartzzi и только когда я увидел ее в пушкинском музее я вдруг поняла что служанка намного моложе чем героиня картины
Почему-то в каком-то свете неожиданным я вдруг увидел посмотрите тоже служанка не там 0 от 15 до как обычно бывает там 14 мая героиня то она уже такая девушка с прошлым совершенно очевидно и конечно понятно что художник опять же в данном случае обыгрывает и венера до и венера урбинская тициана
И маху обнаженную go и то есть все это имеет это очень важно потому что вот эдуард мане будучи вот таким переломным художником для него все-таки но он получил очень хорошее образование учит искусству прошлого был очень важно искусству старых мастеров потому что импрессиониста которых на с вами увидим они уже именно это было совершенно
Наплевать почти всем может кроме бега и но совершенно новые задачи мы здесь видим да нет задачи рассказать какую-то историю есть задачу запечатлеть опять же какой-то момент в этом время зафиксированная до который происходит именно сейчас и сделайте скотина такой эстетический объект построены на вот таких вот цветовых пятнах и это
Происходит собственно в основном потому еще да это он съездил в испанию испанское искусство тоже очень актуально в этот период написал этого тореро понятно что это иконография христа вообще-то мёртвого христа до но она сделана в новом сюжете и ещё вот такой момент что money он совершенно отказывается от деталей очень
Часто потом покажу вам один детализированный портрет это его работы флейтист и он тоже вот предлагает еще одну как бы такую концепцию интерпретацию образа в портрете если король это было настроение the money он как бы ухватывает какое-то движение всегда очень характерное движение для этой модели то есть используя ту же какие-то совершенно
Такие очень даже на новые как бы категории потому что смотрите вот он изобразил это флейтиста на самом деле если бы вот не было вот этого тени этого ботинка вот это вот та вообще был бы не понятно стоит он на земле или летает в воздухе то есть вдруг неожиданно уходит вообще
Все подробности да видимо наверное можно предложить что он где-то в дыму боя ну так вот там сзади что-то такое клубится но на самом деле вещь совершенно совершенно лишена вот собственно того что ждали современные зрители каких-либо подробностей она вся состоит просто вот он весь и что-то такое окуджава было до помните когда
Направо соединение человека музыкального инструмента и не вспомню вот эту цитату вдруг неожиданные на не пришло в голову но музыкант играет музыку помните есть такая песен если кто-то вспомнит это словосочетание там еще как-то правильно про то что он просто весь ход в этой воды в трубе и сидит так же самое этот плейлист он
Совершенно вот в этом движении абсолютно с ней слился и посмотрите он использует просто несколько таких пластов насыщенного цвета ограниченных таким рисунком ограниченных линий то есть никаких цветовых переходов да это такие просто цветовые контрасты и движения все весь образ строится только на этом на сидел в том же тут я должна вас от вещи
Опять же на две минуты и рассказать вам такую очень важную вещь который случилось в этот период и который послужил а собственно катализатором для манная и невероятного важно для импрессионистов и постимпрессионистов художников модерн и всего прочего в вот когда должники искали вот это вот новое средство выражаясь новую как бы язык
Искусства вы поняли собственно я надеюсь что будет может это была такая цель показать вам сегодня что их заносило совершенно в разную сторону да ну то есть кто там я какие-то жизненные реалии писал кто каких-то крестьян рисовал кто не знаю в деревне ехал так далее так далее но они все равно все работали
Более менее такой классической манере но потому что они их учили как-то рисовать я не собственно так и рисовали то есть все эти художники и тут им не хватало какого-то вот для до какого-то последнего прыжка рывка для вот появления вот этого нового искусства искусство модернизма этот происходит открытие японии потому что япония
Она закрытая страна эта средневековая страна которая вот если вы сейчас у нас были на выставке и этот узнаете что со времен династии токугава то есть там с 15-го века она была закрыта для иностранцев и в 1854 году там происходит революция революций буржуазная она открывает свои границы и начинает очень
Плотно взаимодействует с европой и когда она где в том что когда япония была закрыта то японских товаров и японского искусства практически в европе не знали но потому что если что-то и везли и везли каким-то лайки фарфор но такие дорогие естественные вещи очень мало было кораблей два корабля в год
Разрешали при европейским двум кораблям год приставать в японии а тут как бы начался поток всяких восточных товаров и это стало все очень модно и открылись такие магазинчики типа чай кофе и другие колониальные товары и какой то прекрасный момент один художник по имени браке монд французский художник пошел вот такой магазин купить себе японского
Чая японский чай был дорогой и во сколько вы ответили положили фантик маленький он пришел домой аккуратно чтобы ничего не рассыпать этот чай из apple в коробочку конфета фантик интересно но развернул а это было гравюры хокусая и так европа открыла для себя японскую гравюру и когда европа открыла для себя японскую
Гравюру случился но все пытались японскую крамер да наверное более менее вот случился невероятное совершенно взрыв в головах художника в лавах художников потому что японское искусство но весь с гравюры потом еще естественно очень много стало приходить where a flock of всех стали собирать фарфор она построена на принципах совершенно художественных противоположных искусство европейского
Потому что в европейском искусстве симметрия объем светотеневая моделировка и так далее так далее япония этого всего не знает никакой симметрии вы сами знаете наверное что-то тацинская такая традиция что пустое пятно иногда может быть более информативным чем изображение поэтому например простое поле где то в правом углу маленький цветочек этого достаточно да или там
Пролетающие утка где-нибудь там за углом вот соответствие никакой симметрии никакой трехмерности никогда не была в японском искусстве и конечно наоборот в гравюре помнить они всячески подчёркивают сливаю с обычно планы да то есть чтобы все очень условно естественно никакой моделировки светотеневой потому что это гравюра естественно никаких полутонов никаких вот этих вот тонких лессировок
Оттенков собственно чем славилась европейское искусство потому что это гравюра там нету оттенков конечно и гравюры делались во много досок опять же их а кто-то был his на выставке домино видели что там и 30 досок могло быть но это чистые цвета и поэтому и вместе с тем у них же изображение очень живые
Очень характерные да и вот это вот пришло понимание что искусство опять же поскольку тут в это время развивается теории эстетизма о том что искусство не обязательно должно быть очень там похоже на жизнь правда и это все накладывается и отсюда приходит именно японского искусства приходят и чистые цвета и
Отсутствие как мы здесь видим каких-то там не знаю мелких подробностей и интересные какие-то ракурсы и вот эти вот как раз опять же большие пласты пятна чистого цвета ограниченные темные линии до как если бы это была японская гравера это все японское влияние и когда а вот художники для себя это открывают и
Начинают использовать вот эти приемы в работе с живописью тут-то и начинается у нас весь модернизм импрессионизма и все остальное вот в данном случае money отошел от своей вот этой вот традиции он пишет портрет золя которому он отъедем относился с большим пиететом и поэтому он его изобразил вот зато старая тахимик
Нам кстати в японскую тем очень правильно потому что видите что зале сидит он листает книжку с японскими гравюрами у него там на верху там на верху японская гравюра как раз репродукций османы а это репродукция с веласкеса раннего соответственно вот это вот чернильница это тоже и образец японского фарфора
Это ширма тоже японская но потому что все стали собирайте это японское искусство в огромном количестве все вошло в моду и это такой портрет сделаны в общем как бы по такому классическому принципу да куда там человек персонаж находится в кругу своих интересов но это такого ворона санса я бы сказала эркан вами санс на
Иконография портрет и он при этом невероятно скучный ну вот вот с точки зрения потому что завязи согласен но никакой соседа с точки зрения вот как бы вот он отошел от этой своей странной традиции за которой выклевали сделал такой портрет и все как бы он пропал это его работа посвящена помнить угаи есть картина
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мае 1803 года кажется восьмого года и но опять же что делает собственном они и что очень важно он берет какие-то известные такие сюжеты такие которые были сделаны спам где тоже художники говорят о чем-то возвышенном или с каким-то таким надрывом пафосом и максимально их десакрализация как бы он
Подает их в максимально обыденно им ключе то есть лишает их под искусство вот этой вот возвышенности пафоса которые собственно было характерным для старых мастеров потому что а расстрелом их императора максимилиана вообще совершенно идиотская история потому что он был родственником французскому королю и когда произошла очередная революция во франции я-то его
А он был в мексике это был мексиканский император там в мексике тоже заодно шлепнули но понимаете нет ничего более идиотского на другом полушарии революция тут уже как бы заодно вот и то есть во первых весь идиотизм этой ситуации вторых помнить угаи все происходит ночью там эти революционеры которые страдают и с
Другой стороны на там французы которых расстреливают они все изображена спиной мы их не видим здесь все происходит днем настолько все прозаично что там наверху вы видите зеваки которые смешиваются с этой стены герои абсолютно никакие у них титикака выражение лиц такое ощущение что то ли их парализовало ту же сатурняне обще
Плохо понимают что происходит и собственно на самом деле герои реальные герой этой картины это вот этот вот военное у него в руке заклинило он пытается понять и там произошло и он собственно вот он стоит на первом плане и все и вот если кто-то руководит действием и дирижирую детям
Этой карте это это вот этот человек очень часто манная называют как бы импрессионистам часто приняты жко приобрести они снова это неправильно он не был андре сионистам более того когда он но near была такая вообще беда что его всю жизнь невероятно преследовала к или критики ужасно совершенно и и
Травили его и когда к нему пришла известность уже незадолго до смерти ему впервые там его пригласили участвуют салоне в академии и тут как раз к нему пришли эти молодые будущее импрессионисты которые стали говорить суши давай пойдем с нами потому что бы с нами выставляться с независимыми художниками и он сказал им
Просто ребят я больше не могу у меня нет никаких сил и и нему там где то за год до смерти дали орден почетного легиона и он уже тоже сказал что она вообще вы опоздали меня уже вообще все равно на то есть его в общем-то сломали концу жизни тем не
Менее конечно целый ряд каких-то вещей потому что он стал работать на пленэре начал работать на пленэре он начал а вот эта картина в лодке видеть это такая будем много об этом говорил следующий раз такая обрезанная композиция как если бы это был обрезан и кадр дань не отстроена как бы случайно
Это конечно все черты импрессионизма конечно этот знаменитый есть улице мания которая выполнена просто такой совершенно импрессионистической манере и или например фантастическая венеция обратите внимание он тоже поехал венеция как ikura и как все вот эти художники академики но пока все пишут не знаю там полоса даже и там большой канал и так
Далее а он вводит такую моду который на сами потом была очень популярна на рубеже веков а он пишет задворки венеции видите совершенно какой-то звук какой-то канал полуразрушенное здание там даже это дранка да это же дранка называется ну в общем штукатурка отвалилась и таргет какие-то потроха видно он вот и невероятная живописность и насыщенным
Синим цветом то есть ничего не происходит опять же как обычно и вся красота картины за счет вот как бы за счет световых пятен и такого колористического и из строя вот фантастический портрет малларме поэт малларме который гораздо лучше чем писатель золя им удался видите опять же вот это такая манера
Очень характерная для хороших портретов эдуарда мане он вообще лицо не прописывает он вообще фигуру прописывает там никогда не лицо не костюм интерьер ничего не прописал да но это какой-то вот такой жест какой-то такой наклон поворот головы эта рука засунутая в карман это все вот как бы невероятно невероятно характерно именно для этого
Человека и раз очень ограниченная палитра да ничего никаких подробностей а образ схвачен это конечно вот это такое же новое совершенно новое отношение к портрету или вот берта моризо тоже прекрасно и такая же у него и наконец я хотел рассказать еще про его последнюю самую картину это очень известная вещь
Это барф или бирже он и на дне работал уже был несчастный больной ему тяжело было описать он писал там отдельно всякие эти кусочки отдельно натюрморт отдельно девушку и вообще это такой сюжет в poли бирже это такое известные в ритм в париже и она была так устроен уж там был
Выставочные и непрочные уже близок договорюсь зрительный зал в котором происходили представление и в данном случае это происходит представлении собственно самом разгаре потому что вы видите вон там ножки на трапеции углу вот а эта публика которая на него смотрит на эти ножницы мысленно представления и а с
Другой стороны как бы была лестница и по бокам от этой лестницы располагались буфеты то есть и собственно та девушка которая работает буфете такого бара и все что мы видим и зрительные залы и все прочие все представлена нам в отражении и а здесь конечно это невероятно сложная композиция потому что она вроде как и
Многофигурные и надо дать ощущение этого зала при этом конечно оман и не прописывает никакие детали он очень сосредотачивается на довольно сложном освещении то что здесь видите сеть как бы видимо вот этот более белый свет это рампа наверное которая светит собственно ну как софиты да и а желтое люстра который
Она просто такая большая красивая люстра для красоты и вы знаете что для художника смешать вот такой белый и желтый свет это очень трудно в картине она как бы делятся фактически на несколько тут несколько жанров в одном потому что тут есть и натюрморт и портрет этой девушке и девушка тоже удивительно совершенное сделано потому
Что она во-первых изображена но есть есть его эскиз и там в этом эскизе очень хорошо видно он же когда он писал эскиз он рисовал девушку правильно девушку ее отражение и так далее здесь вы видите отражение смещено потому что в реальности девушка стоит нам фронтально а это она же это ее отражение но только
Она сбоку то есть художник идет на намеренное такое искажение композиции более того это позволяет нам взглянуть на эту сцену одновременно с двух точек зрения вы знаете это под разные точки зрения это то что уже потом сезанн пикассо то есть это очень рано он первый то есть вот уже на излете своего как бы
Карьерный взлет в своей жизни точнее он вдруг дает такие ну вот money он вода очень много импульсов к последующему искусству очень во многом и в отношении том как он трактует человеческой фигуры как он относится к пейзажу и вот эти отрезанные кадры потому что он был на самом деле кашин гениальным художником
Данном случае предлагает нам разные точки зрения на что не отваживались в общем-то даже импрессионисты и я получается такой момент что вот эта девушка она изображена в состоянии как бы она погружена в себя и понятно что в данном случае это уже вот никак у кого какое то время а это буквально
Выхваченные секунда то есть вот происходит то самое что очень важно для присси они став время окончательно сжимается как пружина потому что вы видите что к ней уже подошел дядечка идите к наверное что-нибудь у неё заказов это говорит дайте мне шампанского и 2 где а мандаринки или что-нибудь и что понятно что она через
Секунду она очнется она наденет на себя лицо дано хитом улыбаться и так далее но сейчас она как бы его не слышит она вне этого вне этого всеобщего представляете что там происходит если это представление там потоки света самого разного слепящего там гремит грохочет музыка не подходит клиенты и вдруг эта
Фигура это лицо апсо она абсолютно вот настолько погружена в себя что она выключена из всего этого вот если у этого грохота который вот реально вокруг нее стоит это конечно абсолютно такой удивительный фиксированным она конечно не можете не выключится совсем иначе уволят но вот это вот секунда выхвачены это очень важно это конечно с
Же нужен новый новый язык искусства еще за что я очень люблю сейчас меня наверное здесь нету постараюсь увеличить до что очень люблю money метод у меня тоже не увеличивается хорошо ману ваше увеличенной здесь я всегда говорю что money это такой художник у него такой эффект 25 кадра на самом деле сиф пушкинский
Музей пойдите посмотрите на моно вы тоже увидите у него всегда есть такой очень какой то обязательно какая-то деталь очень тонко прописанная которая довольно часто раскрывает смысл картины сейчас я поясню и простой кривов лучше никогда не могу про это сказать вот в данном случае я имею в виду вот этот натюрморт который во первых
Совершенно фантастически написано потому что посмотреть и художник совершенно отказывается от фактуры вот как раньше старые мастера потерями пытается передать что и стекло было похоже на стекло вода там кожура было похоже на кожуру он этого не делает он все пишут очень свободными мазками и за счет только цвета вот такого характерных
Цветовых пятен мы все мы понимаем что то там бутылки это мандарины и так далее так далее и написано все в очень беглой манере да очень свободный а теперь посмотрите вот на этот вот на фоне всего этого такого ну как бы очень эскизного очень эскизного как бы исполнении вот
Тут вот на первом плане вот этот вот это рюмочка которая тоненькая прозрачная принц цветочки и в ней мы видим воду и в этой воде понятно с культом стебельки этой розочки то есть вдруг невероятный хрупкий предмет очень хрупкий очень тонко прописаны тут то вообще кучи-кучи подробности не написано да а вот этот
Вот бокал с этими тоненькими розочками потому что он он такой же хрупкие это как бы а конечно отчасти он перекликается с этим даже не с анисом эта девушка тоже не знаем хрупкой она или нет но с этим вот ее состоянием переходным которым потом она находится и неожиданно
Вот спасти этот вот стаканчик сквозь эту рюмочку с цветочками вдруг вся картина приобретает такое очень очень нежные какой-то очень эмоциональный такую новую акра окраску вот и и это конечно вот и не то есть это говорит нам о том что он подписал не потому что он нам не умел
Рисовать да и он не потому что нам кружавчиками уме у неё выписать вам показывает нам что он на самом деле прекрасно осведомлена с технологии старых мастеров и все это может делать и это совершенно такой новый подход новые художественные приемы которыми уже будем будут пользоваться импрессионисты о которых мы будем говорить в следующий
Раз спасибо [аплодисменты]